Немало метаморфоз приключилось с культурным и социальным контекстом, вкладываемым в дату 23 февраля. От напоминания об Александре Матросове через День Советской армии и флота до гендерного праздника, к которому имеют отношение и женщины, связавшие свою жизнь с одним из фронтов защиты Отечества.
Так или иначе, в этот день чествуют тех, кто служил или проходит службу в военной организации государства (а это армия, полиция, специальные службы, служба спасения — структуры, где предусмотрено Законом прохождение службы).
Но по какому-то недоразумению из контекста событий и символов, связанных с государственным суверенитетом, 23 февраля оказалось исключено.
Напомним, что 22 февраля 1918 года, когда на повестке дня молодой советской республики стоял вопрос «необходимой передышки» — заключения Брестского мира — наши вчерашние союзники и прибалтийские осколки империи, проявившие свою лимитрофную сущность, затягивали переговоры и нажимали на границах.
Что могло быть: Россия потеряла бы западные рубежи со Смоленском, Петроград, Мурман и Северо-Двинскую губернию, Кубань. Не говоря о состоявшейся утрате Черноморского флота (затоплен по Бресту) и грозившей утрате Балтийского (каперанг Щастный ослушался приказа, но сохранил за Россией флот).
Собственно, некоторые субъекты международных отношений не оставляют подобной мечты о новой России.
Наступление под Нарвой, имевшее, скорее, символическое значение, нежели улучшение оперативной обстановки на фронте, 23 февраля 1918 года дало понять: какими бы дрязгами не раздиралась Россия, субъектности и суверенитет она не утратит.
Конечно, главным «военным» праздником, напоминающем о суверенитете государства, свободе народа и его воле, всегда будет 9 мая.
23 февраля является Днем воинской славы, и в этот день не лишним будет вспомнить о событиях 1918 года, не позволивших осуществить полный развал России и утрату государственного суверенитета.