У американского самолёта-разведчика SR-71 Blackbird отказал двигатель у воздушной границы СССР, из-за чего «Чёрный дрозд» начал стремительно терять высоту, и только благодаря вмешательству истребителей ВВС Швеции он не приземлился на территории Советского союза. Это было 34 года назад.
Под конец 80-х в СССР началась перестройка, а отношения с Америкой стали более тёплыми, что поспособствовало усилению активности самолётов ВВС США над Советским Союзом и у его воздушных границ. Самым популярным маршрутом для разведывательной авиации оказался «Балтийский экспресс», поскольку он позволял оперативно произвести фотосъёмку всех основных военных объектов Северного флота и Мурманска.
При этом самолёты-разведчики SR-71 Blackbird подымались на такую высоту, что советская авиация просто не имела возможности им препятствовать. Да и как-то мешать машине, летящей со скоростью 3 500 км/ч на высоте 25 километров в то время было очень непросто.
29 июня 1987 года во время очередной разведывательной миссии на «Балтийском экспрессе» у SR-71 Blackbird отказал двигатель. Самолёт начал терять высоту и снизился до 8 000 километров. Ещё совсем немного, и его бы перехватили советские истребители, но самолёты ВВС Швеции летели с более близкого расстояния, поэтому прибыли к месту происшествия раньше и сопроводили «Чёрного дрозда» к границе с Данией, где его встретили американские ВВС, поднятые по тревоге в Германии.
Инцидент был строго засекречен до 2018 года, когда экипаж SR-71 Blackbird наконец-то получил награды за доблесть и мужество. По словам Тома Вельтри и Дуйна Нолла, они испытали огромное облегчение, когда увидели рядом самолёты ВВС Швеции вместо ожидаемых советских перехватчиков МиГ-31.
Источник: rg.ru