Рост цен на продукты из-за подорожания сырья и затрат на логистику стал одной из самых обсуждаемых тем в России за последние дни. Первыми в середине июля забили тревогу производители соли, которые столкнулись с дефицитом полувагонов и ростом ставок на них на 40%.
Эстафетную палочку у солеваров перехватили хлебопеки, предупредившие о скором повышении цен на свою продукцию по тем же причинам. Любопытно, что среди дорожающего сырья фигурирует подсолнечное масло и сахар, цены на которые поставщики поднимают из-за выпадающих доходов от госрегулирования в рознице.
После хлеба да соли пришла очередь овощей. Производители предложили государству субсидировать их автоперевозки по России. Ну а потом заявили о себе продавцы одежды и обуви, хотя эти товары вполне ожидаемо столкнулись с мировым кризисом контейнерных перевозок.
Может показаться, будто бизнес выбрал не лучшее время, чтобы заявить о проблеме. Сентябрьские выборы в Госдуму никто не отменял, а с ними и фокус на стабильность и социальную повестку. Но так устроен российский предприниматель — лучше уж первым предупредить власти о проблеме и указать на “крайнего”, чем получить звонок в собственную дверь от ФАС и Генпрокуратуры.
Тем более, президент России уже признал обострение ситуации с ценами на базовые продукты, так что в ближайшее время консилиум добрых и не очень врачей приступит к интенсивному лечению больного.
Среди предлагаемых мер — исключить влияние посредников на розничные цены и стимулировать строительство хранилищ в отдаленных регионах. А если не поможет — попросту требовать от сетей снижать цены и винтить гайки против особо строптивых производителей. Это напоминает жаропонижающие — температура уходит, но её причины никуда не деваются.
Проблема дешевых продуктов в том, что чем меньше они стоят, тем сильнее чувствуется изменение логистических издержек. А факторов роста хоть отбавляй:
- цены на горючее бьют рекорды и хотя механизм демпфера пока работает, ФАС то и дело приходится усмирять аппетиты отдельных топливных компаний;
- курсовые колебания взвинчивают ценник на новые транспортные средства и на обслуживание существующего автопарка;
- активные действия государства по обелению транспортной отрасли и ужесточению контроля приводят в уходу серых игроков, что сокращает рыночное предложение и толкает вверх цены на рынке грузоперевозок;
- новые административные барьеры вроде политики властей Москвы заставляют перевозчиков перестраивать маршруты движения, что неминуемо ведет к росту издержек;
- долгосрочные контракты на перевозки позволяют сдерживать сиюминутные колебания, но не являются панацеей от роста цен в долгий период;
- дефицит водителей при росте спроса не доставку также ведет к удорожанию перевозок.
Хорошо ещё, что Минпромторг отказался от планов повышать в этом году утилизационный сбор на отдельные виды техники. И то, если бы бизнес, логисты производители АПК не кричали бы во всё горло о последствиях подобного взвинчивания утильсбора, то затраты предприятий по этой статье могли взлететь до новых высот, что неминуемо отразилось бы вновь на стоимости продукта и расходах на логистику.
Так что государство само порой принимает такие решения, которые становятся катализатором роста издержек для бизнеса.
В результате, популярные у властей инструменты борьбы с дорожающими продуктами — ручное регулирование и вмешательство в ценообразование — едва ли способны решить проблему.
Рост цен на базовые продукты становится хронической болезнью российского рынка, справиться с которым прежними методами государству уже не под силу.
Один из вариантов выхода из порочного круга может стать комплексное обсуждение предложений по стабилизации цен на продукты, топливо и технику с участием экспертов всех вовлечённых отраслей. Лишь бы это здоровое начинание не обернулось очередным фиаско. А то идеи «генерить» у нас любят многие, а вот с реализацией частенько бывают проблемы.
Источник: t.me