Парадоксально, но в 90-е, когда как раз и зарождалось и муссировалось «стыдно быть русским», на фоне продолжавшегося развала страны и деконструкции общества и социальных устоев, выходит фильм «Я — русский солдат» по мотивам бессмертного романа Б.Васильева «В списках не значился».
Честно говоря, по сравнению с книгой, фильм очень не дотягивает. Но это только по картинке — при сегодняшних ресурсах он получился бы на уровне угольниковской «Брестской крепости» — и посыл у картин один и тот же.
Но при минимуме ресурсов и отсутствия запроса как на реставрацию прежних социальных конструктов, режиссер Малюков сделал акцент на финальном эпизоде, которым Васильев — в советском обществе — завершал роман: на требование фашистов представиться, лейтенант Плужников отвечает «Я-русский солдат», которые становятся его последними словами.
И вот когда в обществе был утрачен ответ на вопрос «кто мы» (советские — прошло, навязываемое российский — отторгалось), режиссер дал дал ответ: русские. В лице одного из последних защитников Брестской крепости, вышедшего из катакомб цитадели на верную смерть, обозначив кем он был и кем всегда будет — русским. Без националистического или шовинистического подтекста.
Источник: t.me