Оценивая развитие российского короткоствольного оружия нельзя не отметить полное отсутствие в настоящее время на рынке малокалиберных систем, предназначенных для учебно-тренировочной и досуговой стрельбы.
При том, что оба указанных направления востребованы: тиры для гражданских стрелков распространены гораздо меньше, чем хотелось бы, но они есть, и пришедшие туда любители малого калибра вынуждены стрелять либо из антикварных «Марголиных», либо из «иномарок».
Что же касается применения «мелкашки» для обучения владению табельным оружием – то тут у нас все еще грустнее.
Тот же самый «Марголин» — «вещь в себе», которая по порядку обращения с ним весьма далека от стоящих на вооружении образцов.
Т.е. получить какие-то базовые навыки, работая с таким пистолетом, можно, но именно что базовые, которые потом придется «доводить напильником».
Вместе с тем, «мелкашка» — это прекрасный инструмент для того, чтобы освоить «настоящий» пистолет, если, конечно, речь идет о малокалиберной системе, специально созданной именно для таких задач.
В идеале, требуется образец, рычаги управления которым полностью копировали бы боевой прототип, и который отличался бы исключительно используемым патроном и в некоторых случаях – принципом работы автоматики.
Результатом была бы «машинка», позволяющая наработать большую часть необходимых навыков при существенно меньших расходах на патроны и оборудование тира или стрельбища.
Да, в момент выстрела «настоящий» пистолет ведет себя не так, как «мелкашка», особенно при быстрой стрельбе, но это вполне приемлемый компромисс с учетом прочих возможностей, которые дает такой инструмент при организации стрелковой подготовки.
Отметим, что в СССР подобные малокалиберные системы, копирующие боевые образцы и предназначенные для тренировок, существовали: это пистолет Р-3, имитировавший ТТ, и револьвер Нагана-Смирнского.