Портал MERICS опубликовал большую статью о системе социального кредитования в Китае. Основные выводы:
Система социального кредитования является частью замысла Си Цзиньпина для управления на основе данных. Государственные органы всех регионов и административных уровней должны объединить свои усилия для создания согласованной информационной экосистемы.
Система социального кредитования является весьма гибким инструментом, который может быть быстро применен для решения новых политических приоритетов.
Гибкость системы также имеет свою цену: фрагментация. Система социального кредитования регулируется тысячами документов, но нет четкого определения понятия “кредит”, и существуют существенные региональные различия в стандартах внедрения и оценки.
Неравномерное внедрение создает риски как для отдельных лиц, так и для компаний. Им приходится ориентироваться в различных нормативных актах, списках и рейтинговых системах. Существует риск того, что “кредит” станет произвольным термином, который может применяться с несоразмерными наказаниями.
Китайское правительство осведомлено об этих проблемах и предприняло шаги по более четкому определению понятия “социальный кредит”, установлению практики и совершенствованию мер по восстановлению кредита. Работа над законом “О социальном кредите” уже началась, но могут пройти годы, прежде чем основные механизмы будут стандартизированы по всей стране.
Частный технологический сектор по-прежнему отстранен от развития официальной системы социального кредитования. Но платежные и потребительские платформы, такие как Alibaba Sesame Credit, создали свои собственные инициативы по оценке доверия.
Система социального кредитования остается наименее оцифрованной из китайских инициатив по техническому мониторингу и надзору. Он в значительной степени опирается на человеческие расследования, отчеты и решения. Это также оставляет место для традиционных векторов индивидуального и политического влияния.
Государство-участник будет и далее наращивать, рационализировать и интегрировать деятельность по цифровому мониторингу и надзору. Более агрессивные внутренние платформы и инициативы в области безопасности развивались быстро и со значительно меньшими ограничениями, чем система социального кредитования.