Выбор Отечественной Войны в качестве официального консолидирующего фактора как многонационального народа россиян, так и постсоветского пространства оказался ещё более безграмотным и безальтернативным, чем предполагали.
Это по сути означает, что единственным фактором, который по мнению госаппарата объединяет как регионы РФ (включая национальные республики), так и РФ с бывшими советскими республиками — «наши деды вместе воевали в ВОВ».
Проблема в том, что ВОВ это по сути просто один военный конфликт 75-тилетней давности (3/4 века!). У молодежи воевали не деды, а прадеды и пра-прадеды, и проблема стремительно усугубляется. В ближайшем будущем практически не останется в живых воевавших ветеранов этого конфликта.
Предложения строить единство не на прошлом, а на настоящем: «мы все говорим по-русски» -> «мы русские» -> «давайте строить единое русское государство и единую русскую нацию» — были отвергнуты.
Факторы единства были помещены гос. аппаратом в прошлое, ведь для пожилых федеральных сановников РФ Великая Отечественная не столь далека, как для большинства населения РФ и постсоветских республик. Поскольку в РФ нет устойчивых институтов, отслеживающих реальные настроения в обществе, пожилые сановники не осознают, что ВОВ может быть не столь важна для населения, как она важна для них лично.
Последствия такого решения чётко обозначили постсоветские республики: «может, мы и когда-то воевали вместе в ВОВ, как отдельные республики, но что нас объединяет сегодня?».
РФ так и не предложила утраченным территориям платформу объединения, которая была бы основана на настоящем и будущем. Бывшие республики отвергли ВОВ как объединяющий фактор (соблюдая, разумеется, приличия) и строят национальные антирусские государства, опираясь на иные геополитические центры силы.
Госаппарат РФ же, похоже, ничего не понял, и пытается распространить эту политику уже на объединение регионов самой РФ.
Если поместить фактор единства в далёкое прошлое, то и единство останется в прошлом.