Одна из чуть ли не главных обсуждаемых тем по электробусам — это их экономическая эффективность с точки зрения стоимости владения. «Диванные эксперты» пытаются экономику города вписать в подсчёты на калькуляторе.
Основной аргумент за так называемый Z-транспорт или транспорт нулевого уровня (zero level, имеется ввиду нулевой уровень вредных выбросов) — это экологичность. Увы, это не дань моде (хотя и это тоже) или исполнение международных обязательств (выбросы углекислоты от выхлопа авто сегодня 2-й после пром. предприятий источник проблем атмосферы). Есть более сложная цепочка зависимостей, в которой город многократно выигрывает от замены транспорта на углеводородном топливе электрическим.
Только один пример.
Экология оказывает вред на здоровье человека. Из-за неблагоприятной городской экологии почти каждый рожденный в городе ребенок имеет предрасположенность к аллергии. Рост числа заболеваний и общее снижение иммунитета увеличивает число дней нетрудоспособности. В этот период замедляется экономика предприятий, создаются неудобства для городской инфраструктуры.
Город не может повлиять на заботу отдельного человека о своем здоровье. Однако, повышение общего уровня экологии явно снизит риски заболеваний, сопровождающие загазованность.
Полагаю, что с калькулятором не просчитать выгоды города от замены автобусов электробусами в части заботы о здоровье горожан. Москва и Санкт-Петербург — не единственные в мире города, кто сделал ставку на Z-транспорт. Для ряда всемирно известных мегаполисов переход на Z-транспорт заложен в стратегии развития.