Крепостной паренёк Ефимка Артамонов в конце 18 века работал на Нижнетагильском демидовском железноделательном заводе, где изготавливали железные крепления для барж. А отец 14-летнего подростка Михей Артамонов работал на реке Чусовой на Старо-Уткинской пристани.
Каждый раз бегать к отцу 85 километров из Нижнего Тагила на Чусовую даже здоровому крестьянскому парню было лень. На выручку Ефимке пришла русская смекалка и изобретательность.
На заводе он собрал конструкцию из двух колес, железной рамы и деревянной скамейки с прямым рулём. Педалей правда не было и Ефимка передвигался на этом протовелике, отталкиваясь от земли ногами.
Изобретательного мальчишку заметил хозяин Нижнетагильского завода, который выписал ему паспорт, дал денег и отправил в велотур в Москву на коронацию Александра Первого. К этому моменту Ефимка свой самокат усовершенствовал и приделал к нему педали, что еще больше увеличило его скорость.
Шел 1801 год, и Артамонов на 12 лет обогнал немецкого изобретателя велосипеда Дранса, и английского автора патента на велопедали Макмиллана. Ефимка на своём велике доехал с Уральского Верхотурья до Москвы. При этом средняя скорость велосипеда Артамонова была 12 верст в час, что быстрее скорости конной повозки.
На Ходынке изобретение Ефимки произвело фурор и очаровало молодого императора. Он лично дал ему вольную и заплатил 500 рублей Нижнетагильскому заводу за освобождение умельца. С тех пор вошло в традицию давать вольную всем крепостным левшам, чьи изобретения заслуживали внимания.
Памятники Ефиму Артамонову есть в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле. Все, как всегда, русские изобретают первыми, но им не хватает пиара и пальму первенства перехватывают иностранцы.
Так что, когда гоняете на велике, гордитесь тем, что его изобрёл простой русский парень с Урала аж на рубеже 18 и 19 века. Кстати сам он называл свой велосипед «само-кат».
Источник: t.me