23 19:58 МСК | USD 93.29 | EUR 99.56
Изображение для публикации не задано 33

ЗиЛ-4904 — самый засекреченный вездеход СССР

6
12 марта 2021

В истории автопрома Советского Союза есть много очень достойных экспонатов. Часто это общепризнанные и всем известные автомобили, грузовики. Но иногда это довольно странные и уникальные разработки, о которых мало кто знает. Одним из таких является шнекороторный вездеход ЗиЛ-4904.

Пожалуй для начала стоит объяснить, что это вообще за такое понятие, и как оно работает. Шнекоротор использует принцип поступательного движения винта, и имеет винтовую поверхность вдоль всей оси. Выглядит он примерно как жернова на старых мясорубках. Из-за этого такую технику в народе именно так и называют мясорубки.

Первый такой аппарат появился в 1868 году, а в России патент на его применение был получен в 1900-м. Тогда его применили на санях. Попытки применить его в транспорте были у Форда в 20-х годах. В СССР же этим занимались конструкторы завода имени Лихачева, а точнее Виталий Грачев, его отдел специализировался на различных проходимых аппаратах. Над самим же шнеком работал А.П. Селезнев. Идея сделать именно такого типа машину появилась тогда, когда стало ясно, что гусеницы и шины не всегда могут проехать по некоторым участкам поверхности. Тогда и приступили к работе и уже в 1972 году был представлен первый и единственный образец такого аппарата. Он должен был применяться во многих службах по всей стране.

Шнеки делались из сплава алюминия и внутри чаще всего были полыми или наполнены полимером. В любом случае, такие устройства считались и выполняли роль амфибии. На этом аппарате стояли два двигателя по 180 л.с каждый. Для передачи крутящего момента была придумана трансмиссия, которая передавала усилия отдельно на каждый борт. Поворот осуществлялся благодаря рычагам и тормозу, и поворачиваться шнекоротор мог в любом направлении. Корпус был сделан из металла и был водонепроницаемым. Кабину сделали из стеклопластика. Длина машины была 8 метров, из которых чуть больше пяти приходилось на шнек. Ширина и высота около 3 метров. Диаметр шнеков 1.5 метра. Клиренс 1.1 метр. Снаряженная масса составляла 7 тонн, и еще 2.5 тонны груза мог перевезти этот аппарат. Максимальная скорость аппарата составляет от 7 до 16 в зависимости от поверхности.

Что же такого уникального было в этой машине, чего не было в гусеничных и колесных вездеходах? Все просто. Так как шнеки работают по принципу винта, то чем больше зацепление с поверхностью, тем лучше. То есть там, где даже шины с самым низким давлением застрянут, шнекороторы спокойно проедут. Их минусом конечно является невозможность использования на более менее твердой поверхности типа асфальта и щебня. На таких поверхностях шнеки разбиваются и разбивают поверхность.

Также у шнекоротора отсутствует подвеска, слишком громкие двигатели, не очень большая скорость, а также экологический вред почве. Эти минусы заставили руководство страны вернуться к старым вариантам вездеходов. На место применения шнекоротор буксировали прицепом, при этом обув его в специальные шины. Его испытали в двух вариантах пассажирском и грузовом. После этого данная модель стала использоваться как образец для других вездеходов и легких шнеков. До сих пор многие компании мира хотят сделать гибрид, который мог бы ездить по асфальту. Так что можно смело заявить, что все разработки были не зря.



Общество с ограниченной ответственностью «ТРАНСМИССИЯ», Общество с ограниченной ответственностью «Три «Ч», «Совет матерей и жен», Ассоциация «Экспертно, Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг «Гражданская инициатива против экологической преступности», Общество с ограниченной ответственностью «Вольные люди», Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации «Информационно, Региональная общественная правозащитная организация «Союз «Женщины Дона», Первый отдел признаны в РФ иностранными агентами.
Комментировать
6
Комментарии
  1. Комментатор ()
    Ответить
    Помнится в Незнайке в Солнечном городе были подобные средства передвижения. Интересно идею они у инженеров сперли или наооборот?)) :twisted:
  2. Комментатор ()
    Ответить
    Здравствуйте. Хочу немного поправить автора. Во первых, Виталий Андреевич был не начальник отдела а Главный конструктор Специального конструкторского бюро с отдельной территорией внутри завода ЗиЛ. Второе, » Шнэк» ни когда не называли » Мясорубкой», даже когда на на эту машину поставили два роторных двигателя и полное название по документам было » Шнекороторный снегоболотоход», всегда ласково его называли » Шуруп». Вот по поводу причиняемого вреда экологии Вы не правы. По сравнению с колесной техникой, Шнек, как показали сравнительные испытания, не оставляет глубоких следов, ни на снегу, ни на вечной мерзлоте, где после проезда колесной спецтехники остаются долго незаживающие следы. Знаю, потому, что работал в СКБ ЗиЛ. Илья.
  3. Комментатор ()
    Ответить
    :cool:
    • Комментатор ()
      Ответить
      все правильно. машина перспективная
  4. Комментатор ()
    Ответить
    :mrgreen:
  5. Комментатор ()
    Ответить
    этот шнекоход , журнал Моделист Конструктор , ещё в 70х , представлял читателям . :roll:

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector