В мае 1948 года Минский тракторный завод получил проект технических требований на проектирование колёсного дизельного трактора (до этого завод выпускал гусеничные Д-35 Липецкого завода).
Изначально предполагалось разработать два трактора — МТЗ-1 для работы с высокостебельными культурами (у него были сближены передние колёса) и МТЗ-2 для работы с низкостебельными (свекла и картофель).
18 июля 1949 года был собран первый белорусский колесный трактор заводской конструкции. Испытания продолжались четыре года, сборка серийных тракторов началась 14 октября 1953 года.
На тракторе установлен дизель Д-36 мощностью 37 л.с. Позже появился Д-40К, отличающийся облегчёнными радиатором и поддоном картера. Вес трактора составлял 3 250 кг. Транспортная скорость была невысокой — до 15 км/ч.
В 1954-58 годах было выпущено 148 800 тракторов (преимущественно — МТЗ-2).