Сотрудники ФСБ передали рассекреченные документы о расследовании уничтожения нацистами 214 воспитанников детского дома в Ейске местному музею. Теперь поисковики с их помощью снова попробуют найти место первоначального захоронения убитых.
Среди документов акт об обнаружении одной из могил погребенных заживо детей и списки погибших. Самому младшему ребенку было 4 года.
«Машина стояла от меня в 3-4 м, повернувшись так, что я свободно мог отсюда заглянуть через открытую дверь в кузов. Как в гробу, там было сумрачно и пусто. Стенки и потолок, обитые железом, имели неопределенный цвет, а пол был настолько затоптан сотнями ног и покрыт рыжими пятнами, как в общественной уборной, что даже небольшая решетка посреди него определялась не сразу.
В дом, где жили дети, вошли офицеры подразделения СС. Персоналу интерната они приказали собрать воспитанников и погрузить в кузов машины. Свои действия объяснили: сирот необходимо увезти на лечение в Краснодар. Что это за машина, люди еще не знали. Воспитатели попытались сопротивляться, но гитлеровцы уже заталкивали детей в автомобиль.
Мимо меня поволокли за ручонки упирающуюся Люду Шаповалову, которая стонала и все время повторяла: «Дяденька, не бей. Я вам ничего плохого не сделала. Дяденька, не бей». Но фашист грубо схватил ее за ножку, поднял над землей и швырнул с диким восторгом и наслаждением в распахнутую дверь машины».
Леонид Дворников, очевидец казни воспитанников Ейского детского дома.