Хотелось бы порассуждать на тему возможных угроз, учитывая тот факт, что Анкара получила выход к Каспийскому морю. Это весьма серьезный вопрос, если российское внешнеполитическое и военное руководство не будет им заниматься, то любое, даже незначительное, постоянное присутствие иностранных вооружённых сил на Каспии кардинальным образом меняет баланс сил в регионе и тем самым создаёт экзистенциальную угрозу для безопасности Российской Федерации в целом.
Поэтому для России критически важно не допустить появление военных объектов западных стран, а также сближение новых независимых стран региона с геополитическими конкурентами России.
Данные положения частично регулируются п. 6, 7 ст. 3 Конвенции о статусе Каспийского моря: «неприсутствия на Каспийском море вооружённых сил, не принадлежащих Сторонам», «непредоставления какой-либо Стороной своей территории другим государствам для совершения агрессии и других военных действий против любой из Сторон». Принципиально важно, что в соответствии с Конвенцией обеспечение безопасности на Каспийском море является прерогативой Прикаспийских государств.
Исторически Каспий входит в зону приоритетных для России интересов. Около трёхсот лет назад были заключены первые соглашения о совместном использовании Каспийского моря в военных и хозяйственных целях. На протяжении семидесяти лет Каспий находился под полным контролем Советского Союза и Ирана. Практически его можно было назвать внутренним водоёмом нашего государства, который лишь только на юге омывал берега Ирана.
Сегодня есть необходимость подробно говорить об этом на фоне проблем в других акваториях — настойчивости Японии в «возвращении» Южных Курил, непризнания Украиной интересов России в Керченском проливе, а также стремлении некоторых европейских государств помешать строительству «Северного потока».