Сегодня Россия активно пытается восстановить утраченные в 90-х годах позиции на международной арене. Делается это на нескольких направлениях:
1. Ведение боевых действий в Сирии.
Действительно, ведение войны на Ближнем Востоке – фишка «продвинутых» государств, таких как США. Мало кто в современном мире может позволить себе проекцию силы на далекий регион.
2. Финансовая помощь нуждающимся государствам. Это та же Сирия плюс обширный пояс стран ближнего зарубежья и прочие государства третьего мира.
3. Миротворческие миссии в различных регионах. Россия участвует как в миссиях ООН в далеких африканских странах, так и разъединяет ближайших соседей (Молдавия – Приднестровье, Армения – Азербайджан).
4. Содержание военных баз за рубежом. К действующим военным объектам в Абхазии, Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Сирии, Таджикистане и Южной Осетии вскоре добавится пункт материально-технического обеспечения в Судане. Также ведутся переговоры о восстановлении бывших советских объектов в Египте и Вьетнаме.
И это работает. Имидж нашего государства на международной арене действительно подрос. НО: этот имидж весьма спорный и увязывается на Западе со страной-агрессором, нарушителем международного спокойствия и членом клуба «оси зла».
При этом в отстаивании национальных интересов за рубежом есть существенный минус. Это очень дорогое удовольствие в то время, как российская экономика продолжает свободное падение.
Помимо объективных сложностей ее подрывают проекты космической амбициозности и таких же масштабов провальности. Нацпроект «безопасные и качественные дороги», космодром «Восточный», технопарк Сколково — перечислять можно долго.
Таким образом, грандиозные внешние и внутренние проекты в лучшем духе прошлых лет продолжают существовать исключительно для умелого и грамотного освоения бюджетных ассигнований заинтересованной бизнес-элитой.