СМИ продолжают цикл материалов о самом мощном игроке российского рынка легковых автомобилей из Тольятти.
Поначалу вазовские машины бесхитростно назывались «Жигулями». Понятие бренда было незнакомо даже прожженным коммерсантам «Автоэкспорта».
Логотип с ладьей несколько раз менял форму, но остается на радиаторе по сей день. Последний раз видоизменился в 2015 по моде стал более объёмным. С названиями сложнее, с началом поставок на экспорт оказалось, что имя марки ассоциируется со словом «жиголо» (во франко- и испаноязычных странах). Пришлось искать замену. Выбрали простую, нейтральную Lada, тем более что это ладья с логотипа. Новое семейство 2108 назвали «Спутник», экспортировалось как Lada Samara.
В некоторых странах «Самарам» придумывали оригинальные названия в Западной Германии Forma, во Франции знаменитая Poch продавала Sagona, в Бельгии их знали как Diva.
Дилеры дорабатывали неприглядные, но дешевые машины. Масса тюнинговых версий обзавелись именам. У «восьмерки» было несколько модификаций кабриолетов в Бельгии сделали San Remo, мелкосерийные Lada Natacha (до 1996 построено 456 «Наташ»), около 600 Samara Fan построила Deutsche Lada. В Чехии кабриолет Bohemia в большую серию не пошел.
Грузовиков в Тольятти не делали, а вот в Австралии продавали праворульный LCV Bizivan вместимостью до кубометра. Аналог делали и в Великобритании.
Реэкспортную Lada Samara, известную у нас как «евро-Самара», до 1998 мелкосерийно собирали на финском Valmet (там же делали и кабриолеты SAAB) под маркой Lada Samara Baltic.
Для Великобритании и ее саттелитов выпускались праворульные Lada Riva 2105, 2108, Niva. Под именем Nova в Западную Европу до 1997 продавались 2105 и 2107.
В 21 веке автомобильный брендинг усложнился. Мы увидели зонтичный бренд Lada, под которым расцвели отдельные семейства и линейки Granta, Niva (Travel, Legend, 4х4), Vesta (Sport, SW).
Практика слияний и поглощений познакомила РФ с практикой кобрендинга. GM, выкупив права на «Ниву», усилил название своим именем и лого Chevrolet Niva «Шеви-Нива».
Группа Renault привнесла «бедж- инжиниринг» смена шильдиков и продажи одной модели под новым именем. Dacia LCV известна нам под именем Largus. «Гранта» продавалась и с логотипом Datsun. На что только ни пойдешь ради увеличения продаж!
Французы же принесли и современную практику нейминга вместо старинных романтичных имен с рядами цифр «АвтоВАЗ» запустил Granta, Largus, Vesta, X-ray. Первые два имени должны были подчеркивать большой размер (за меньшие деньги). А вот последние два не так очевидны.
Архитектура названий современного бренда должна демонстрировать единство ассортимента. Младшие модели принимают клиента в «ценовой точке входа», сопровождая по лабиринту повышения ценового сегмента до границы платежеспособности.