Инвесторы всего мира смотрят на важнейшие макроэкономические показатели США, в первую очередь – на уровень безработицы, так как эти данные неизбежно отражаются на всех локальных фондовых рынках.
Российский рынок – не исключение. Экономист Владислав Сергеев из РЭА им. Плеханова исследовал эту зависимость американской макроэкономики и российского фондового рынка. Некоторые выводы из его работы («Мир экономики и управления», №4, 2018).
«В среднем положительный шок занятости в экономике США на 82 тыс. рабочих мест ведёт к росту индекса S&P500 на 1%, чтобы вырос индекс РТС, шок статистики должен быть отрицательным и составлять около 30 тыс. рабочих мест.
Данный факт обусловлен тем, что при отрицательном шоке статистики доллар слабеет. Согласно методике расчета индекса РТС, ослабление доллара ведёт к росту этого индекса, так как акции, номинированные в рублях, переводятся уже по меньшему курсу доллара, чем это было некоторое время назад.
В целом же и на положительные, и на отрицательные шоки индексы реагируют по-разному, и виной этому является человеческий фактор. В научной литературе всё больше исследований посвящается восприятию новости не самой по себе, а в комплексе с текущим состоянием рынка. Рынки сильнее реагируют на положительные шоки в периоды достижения рынками дна и начала восстановления от минимальных значений. Однако сейчас рынки стали реагировать на негативные шоки сильнее на фоне обновления исторических максимумов на рынке – инвесторы начинают корректировать сверхоптимистичные прогнозы, задаваясь вопросом: «Может быть, мы стоим на пороге грандиозного обвала рынков»?
Кстати, фактор Ковида продолжает рушить логистические цепочки, что в свою очередь приводит к взлёту производственной инфляции (удорожанию грузоперевозок).
В порту Лос-Анджелеса сейчас стоят на рейде в ожидании разгрузки 66 контейнеровозов – рекорд с января 2021 года. Ещё 37 контейнеровозов ждут в открытом море. Похожая ситуация – на Восточном побережье США. А каждый дополнительный день ожидания – это плата за фрахт.
Чем больше кораблей стоит на якоре в США, тем меньше их было доступно для приёма экспортных грузов в Азии, что вынуждает перевозчиков отменять рейсы.
Неудивительно, что морская логистика за год подорожала в 3-6 раз и более (в зависимости от маршрутов).
Китай периодически закрывает свои порты из-за локальных вспышек Ковида. В США же число портовых рабочих сократилось из-за смерти от Ковида, а также значительное число работников сейчас находятся на больничном из-за коронавируса.