Эрдоган решил сыграть по-крупному: президент Турции дал старт строительству канала «Стамбул», который соединит Мраморное и Чёрное моря.
Так 15-миллионный мегаполис станет портом «двух морей». «Канал «Стамбул»имеет большое значение для Турции. Уже много лет подряд турецкие власти пытаются ограничить судоходство через Босфор, заявляя, что Босфор это не международные воды, а пролив, на который распространяется суверенитет Турции.
Анкара пытается ограничить действие конвенции Монтрё 1936 года введением различных дополнительных регламентов судоходства в проливе, и тут строительство канала даст правительству Турции дополнительные козыри и дополнительные возможности для взимания платы за проход из Мраморного в Чёрное море», рассказал СМИ научный сотрудник Института востоковедения РАН, директор Международного российско-турецкого центра РГГУ Александр Васильев.
Если появляется канал-дублёр, турки смогут на основании тех или иных даже надуманных причин предлагать капитанам торговых судов проход через рукотворный канал, но уже за плату. Известно, что турецкие специалисты уже занялись ценообразованием и принялись подсчитывать будущие прибыли. «На входе в Босфор суда будут ожидать прохода сутками и неделями. Через новый канал суда смогут быстро проходить в Чёрное море и обратно», объяснил собеседник.
Как отметил Васильев, кроме всего прочего, строительство рукотворного канала это ещё и вопрос престижа. Но никуда не денутся экологические риски: канал будет проходить вблизи густонаселённых кварталов. Кроме того, канал пройдёт по пресноводным озёрам в предместьях Стамбула и лишит горожан доступа к достаточно недорогой питьевой воде. Но Эрдогану важно показать, что он сильный лидер, который может ставить амбициозные задачи и добиваться их реализации.
И внутриполитический контекст здесь не менее важен, чем геополитический.
«По расчётам Турецкого статистического общества, количество судов, проходящих через Босфор, каждый год увеличивается. Турецкие власти тем временем понимают, что это немалый объём живых денег, которые из-за конвенции Монтрё текут мимо турецкой казны», — добавил эксперт.
Для мировой торговли новый канал скорее положительный момент. Пропускная способность проливов увеличится, но одновременно вырастут издержки для перевозчиков. Конечно, это скажется на цене товаров: надо же будет заложить в неё плату за проход через канал «Стамбул».