Генсек НАТО на 66-й ежегодной сессии Парламентской ассамблеи Североатлантического альянса, которая прошла вчера, заявил о важной роли Турции в Североатлантическом альянсе.
Вопрос немецкого политика: Турция не разделяет ценности НАТО, в Турции нет верховенства закона, но теперь режим Эрдогана вышел на новый уровень. Угрожая сегодня кораблям партнера по НАТО Германии, несколько месяцев назад партнеру по НАТО Франции, массовое нарушение эмбарго ООН на поставки оружия Ливии, также Турция нарушает исключительную экономическую зону Европы, и они позволили Азербайджану нарушить перемирие в Нагорном Карабахе. Разве мы не должны смотреть на Турцию не как на партнера, а как на спойлер и угрозу для НАТО?
Столтенберг: Турция — ценный и важный союзник, потому что она играет ключевую роль, например, в борьбе с международным терроризмом, Турция — единственная страна, граничащая с Ираком и Сирией. Они сыграли важную роль в обеспечении инфраструктуры и платформ для освобождения территории, контролируемой ИГИЛ (организация запрещена в РФ и признана террористической). Ни один другой союзник не страдает от террористических атак больше, чем Турция, и ни один другой союзник не принимает больше беженцев чем Турция — около 4 миллионов беженцев.
В то же время есть некоторые проблемы и есть некоторые опасения. И я выразил озабоченность, например, последствиями решения Турции о приобретении системы ПВО С-400.
Ситуации в Восточном Средиземноморье, Ливии и по другим темам. Я поднимал эти вопросы в Анкаре. Я также говорил, что в основе НАТО лежат некоторые базовые ценности: верховенство закона, демократия и я сам придаю большое значение этим ценностям, но я твердо верю, что НАТО — это платформа, на которой союзники, когда они расходятся во мнениях по вопросам, к примеру, таких как Восточное Средиземноморье или С-400, или любого другого вопроса, мы используем НАТО как платформу для того, чтобы обратиться к этим ценностям и посмотреть, как мы можем попытаться снизить напряженность и попытаться найти какое-то общее решение. Как мы пытались сделать с механизмом разрешения конфликтов, который был создан в НАТО, чтобы уменьшить риск, например, в Восточном Средиземноморье между двумя важными союзниками по НАТО в Турции и Греции.