Конфликт в Карабахе сейчас будут оценивать очень по-разному. Но тут каждый аналитик будет видеть своё. Наполовину пустой или наполовину полный стакан.
Первое и самое важное. Россия закончила войну в зоне своих интересов. В свою пользу или нет, покажет время. Сейчас тактически в свою. Надеюсь, что и стратегически, но для этого надо работать. Турция также будет активно в процессе поствоенного устройства Южного Кавказа принимать участие, и тут важно этот фактор учитывать.
Однако, я думаю, что речь глобально идет не о судьбе только одного Кавказа. Переустройству подвергнется весь регион от Афганистана до Сирии, и в нем конечно, ведущую роль будут играть локальные игроки. Потому что границы 1916-1921 годов не устраивают никого. В этом смысле, Россия, конечно же, должна предпринять усилия для признания независимости какого-либо (например иракского или сирийского) Курдистана и права курдов на создание своего государства. Это вполне уравновесит амбиции Анкары.
В войне побеждает тот, кто не только лучше подготовлен, и у кого больше техники. Но и кто хочет и готов воевать. Судя по количеству взрослых мужиков, громивших вчера Ереван, они воевать не хотели, а между фронтом и тылом выбрали второе.
Большой вопрос, в какой степени потеряна субъектность Азербайджаном. Как минимум в области управления вооруженными силами (включая военную разведку), а вероятно и спецслужбами. Что касается политической субъектности, то вопрос еще более сложный.
Карабах, точнее НКАО, в годы СССР была частью советского Азербайджана. Если исходить из тех границ, то российские миротворцы будут размещены на де-факто азербайджанской территории. Теперь, когда пройдет эйфория от «победы», многие зададутся вопросом, а она была победа-то?
То есть явно, что свои интересы отстояли Россия и Турция. Про остальных можно спорить.
И конечно, это не финал всей истории Карабаха. Потому что рано или поздно одна из сторон захочет найти окончательное решение карабахского вопроса. К этому надо готовиться. Как и к тому, что с турецкими товарищами придется рано или поздно разбираться (они пишут примерно тоже самое про нас).
А самое важное я уже сказал вчера. Лучшими дипломатами в истории Российской Империи были генералы. В 1829 году, когда Россия заключала очередной мир с Турцией, предварительно в очередной раз Турцию разгромив, граф Нессельроде (глава МИД империи) писал генералу Паскевичу:
« Успехи наши в настоящую войну без сомнения подают надежду к заключению выгодного мира но при всем том дела наши с Турцией составляют звено в общей системе европейской политики, а потому ныне еще нельзя сказать с уверенностию, какую черту позволят обстоятельства положить границею между нами и Турцией, как в Европе, так и в Азии».
Паскевич не послушал чиновника. И настоял на проведении границы там, где считал нужным, исходя из прошедшей войны, и не так, как видели из столичных кабинетов люди, даже не понимавшие, чем Кахетия отличается от Имеретии.
Синхронизация военных и дипломатических усилий это одна из важнейших задач России в целом, а не только в Карабахском вопросе. А русские миротворцы на Кавказе это вообще хорошо и правильно. История (опять она) показывает, что только при них там мир.