Госдума утвердила окончательный список российского программного обеспечения, обязательного к установке на продаваемых в России устройствах. В него вошли поисковики, браузеры, новостные агрегаторы, навигационные приложения, почтовые программы, мессенджеры — практически все, кроме игр.
Отдельной строкой выделены программы для использования карты платежной системы «Мир» и программы для доступа к социально значимым сайтам.
Конкретный перечень приложений будут составлять исходя из «критерия высокой популярности», рейтинг определит Минцифры до 15 декабря. Для этого у приложения должно быть от 500 тысяч пользователей за предшествующий год.
Срок вступления в силу планируется перенести на 1 апреля 2021 года, поскольку участники рынка не успевают к 1 января полностью подготовиться к исполнению требований законодательства.
Самой неприятной ситуация оказалась для компании Apple, крайне негативно настроенной относительно попыток лишить монополии на их собственный софт для iOS. Угрозы пересмотреть свою бизнес-модель в России принесли купертиновцам желанные возможности. Высокие покровители яблочных телефонов пролоббировали изменения в закон, благодаря которым на айфоны все-таки не будет предустанавливаться российское ПО.
Фактически, при первичной настройке телефона пользователю будет предложен в качестве альтернативы вариант выбора сторонних приложений. Подобная схема обхода законодательных требований используется Apple и в других странах.
Антимонопольное регулирование рынков США, Франции, Австралии, Германии и некоторых других стран также обязывает Apple ограничить распространение приоритетного доступа к собственным сервисам.
Еще в 2019 году «Лаборатория Касперского» подавала жалобу в связи с отсутствием доступа в магазин приложений App Store для программы родительского контроля. Российский разработчик добился признания компании Apple виновной в недобросовестной конкуренции и ограничении инструментов и возможностей для разработки приложений родительского контроля.
Мировые разработчики программных продуктов, не находя иных возможностей, основали коалицию, направленную против собственников платформ по продаже приложений для гаджетов. Главная цель декларирована как борьба с IT-гигантами Apple и Google, злоупотребляющими своим доминирующим положением на рынке.
На самом деле, всякая медаль имеет две стороны. С одной, невозможность на практике осуществить давление на участников рынка, имеющих технологическое преимущество и административный ресурс, ведет к нарушению принципов состязательности. С другой — подобные законодательные преференции для отечественных компаний также не способствуют повышению качества их продуктов.