История самолета
Самолет Ту-154А с регистрационным номером СССР-85087 сошел с конвейера Куйбышевского авиационного завода ориентировочно в феврале 1974 года. После передачи Министерству гражданской авиации воздушное судно к 25 декабря поступило в аэропорт Толмачево.
18 февраля (по некоторым данным, 13-го) 1978 года на территории аэропорта Толмачево загорелся самолет, который использовался членом ЦК КПСС Михаилом Соломенцевым. Через год после происшествия часть сгоревшего фюзеляжа нашла применение на съемочной площадке фильма-катастрофы «Экипаж», снятого Александром Миттой.
Причины возгорания
Подготовка самолета к полету шла в штатном режиме. Один из технических сотрудников оставил включенным обогреватель, прогревавший салон. Из-за этого ветошь, оказавшаяся перед калорифером, воспламенилась, а поток воздуха подхватил горящие частицы и вынес их в кабину экипажа.
Огонь обнаружили слишком поздно, и попытки его потушить не дали результата. В результате пожара верхняя часть фюзеляжа выгорела, и самолет был окончательно списан. В ходе расследования выявили нарушения в работе аэродромных служб Толмачево, включая неисправность обогревателя.
Ответственность за инцидент
Приказ Министерства гражданской авиации обязал авиапредприятие возместить ущерб в размере трех миллионов рублей. Техник, оставивший обогреватель без присмотра, получил тюремный срок в три года. Остальные причастные к происшествию понесли дисциплинарное наказание.
Путь в кинематограф
Александр Митта задумал снять первый в СССР фильм-катастрофу об авиации. Первоначальный замысел предусматривал создание макета, но затем появилась информация о сгоревшем лайнере в Новосибирске.
Из-за позднего обнаружения очага возгорания пожар быстро распространился, уничтожив пассажирский салон.
Киношникам достался хвостовой фрагмент самолета, отправленный в Москву. Сцены ликвидации аварии в воздухе снимались именно в этой части лайнера. Однако для полного воссоздания катастрофы понадобился еще один борт. В 1976 году в салоне Ту-154Б, летевшего из Киева в Москву, была разлита ртуть, после чего самолет оказался выведен из эксплуатации. Узнав об этом, Митта включил его в съемочный процесс. В результате именно этот борт стал центральной декорацией второй части фильма «Экипаж», но наиболее запоминающиеся сцены снимались в «толмачевском хвосте».
Источник: fedpress.ru