Тема социального неравенства продолжает оставаться одной из главных для мировых экономистов. Внутри неё исследователи ищут причины такого огромного роста неравенства в последние 20 лет и остановки (а то и сокращения) среднего класса.
Лишь один пример того, как в предыдущих поколениях шло восхождение бедняков в средние слои. Исследования индивидуальной мобильности в 1969-2005 гг., проведённые Джулией Айзекс, показали, что в развитых странах 82% детей беднейших 20% населения по состоянию на 1969 г. в 2000 г. имели медианный доход (в реальных ценах) в 2 раза выше, чем был у их родителей в 1969 г.
Экономисты Елена Харитонова и Алексей Саяпин на основе западных исследований показали некоторые причины роста неравенства в мире («Социально-экономические явления и процессы», №104, 2018): «Во-первых, на основе масштабных эмпирических вычислений в исследовании «Капитал в XXI веке» Т.Пикетти показано, что рентабельность капитала превышает темпы экономического роста страны, иначе говоря, доходность капитала выше доходности заработной платы. В этой связи учёный отмечает, что «размер капитала или богатства всегда в 5-6 раз превышает всё, что каким-либо образом заработали или получили люди, населяющие какую-либо страну за год.
Во-вторых, передача в последние сорок лет большей части государственных активов в частные руки. За этот период времени чистое частное имущество выросло с 200-350% в самых богатых странах в 1970 г. до 400-700% сегодня. Напротив, чистое государственное имущество (т.е. государственные активы минус государственные долги), начиная с 1980-х, снижалось почти во всех странах. В Китае и России его стоимость снизилась с 60-70% национального богатства до 20-30%. Чистое государственное имущество в последние годы даже достигло отрицательных значений в США и в Великобритании и лишь немного превышает нулевую отметку в Японии, Германии и Франции. В результате это ограничивает возможности государств в области регулирования экономики, перераспределения доходов и смягчения растущего неравенства.
В-третьих, рост неравенства в образовании. Об этом свидетельствуют исследования группы учёных Всемирной лаборатории изучения неравенства при Парижской школе экономики, согласно которым сегодня «в США из 100 детей, чьи родители входят в 10% лиц с самыми низкими доходами, только 20-30 учатся в вузах. Однако этот показатель достигает 90 случаев из 100, когда речь заходит о детях, чьи родители относятся к 10% лиц с наиболее высокими доходами».
Источник: t.me