Пожалуй, начнём с того, что протесты стали иметь серьёзный региональный крен, хотя и не стали одинаково массовыми в разных субъектах РФ. Да, обе столицы, конечно, показали подавляющее преимущество вышедших на улицы в абсолютных цифрах, но это вполне объяснимо разницей в численности населения.
В среднем количество протестующих было в рамках нескольких сотен и в большинстве своём они проходили достаточно спокойно. Интересно, что сегодня на переднем крае оказались правоохранительные органы и детские омбудсмены, а вот ни глав регионов, ни акторов внутренней политики не было вовсе. Конечно, они провалили эту работу еще на подготовительном этапе и сегодня уже вряд ли смогли бы что-то сделать, но могли бы хоть попытаться выйти к людям.
Неудивительны совершенно пассивные в сегодняшнем акционном смысле регионы СКФО: там не любят Навального, никак не могут забыть его нелицеприятных высказываний насчёт кавказцев, и там до сих пор есть чёткая молодёжная политика, да, базирующаяся на традициях и воспитании, но она там есть, хоть какая-то. То, что произошло в Дагестане, хотя и там протест был немногочисленный и совершенно хаотичный, связано больше не с Навальным, а с проблемами в самой республике, которые одна за одной вылезают в последнее время и с элитными клановыми войнами.
Также не удивляет и пассивность Крыма и Севастополя, эти вновьобретенные российские регионы слишком хорошо помнят, к чему приводят такие массовые акции. Да и большинство населения все-таки никогда не простит Навальному то, что он считает эти регионы аннексированными Россией.
ХМАО, НАО, ЯНАО, Чукотка и ЕАО оказались пассивными благодаря погоде и привычке решать проблемы все-таки надеясь на власть, чем на какого-то дядю, которого они и не увидят никогда.
Интересен феномен Ленинградской области, где в некоторых муниципалитетах были небольшие акции, но состояли в основном из приехавших из Санкт-Петербурга, по подсчётам коллег, протестная активность там составила 0.0025%.
Предсказуемо не стал массовым протест в Хабаровске, одно дело выступить за отнятого «своего» губернатора, другое — какой-то чужой москвич.
Очень должны беспокоить власть, и федеральную, и региональную большое количество протестующих во Владивостоке, Иркутске, Екатеринбурге, Краснодаре, Барнауле и т.д. Эксперты позже попробуют проанализировать все города, где активность была выше, чем в среднем по стране. Но одно то, что в Екатеринбурге сегодня вышло значительно больше людей, чем во время знаменитой войны «парк или сквер», о многом говорит.
Еще один интересный, на наш взгляд, момент. У Навального появилась целая армия недоброжелателей возраста 35-40+, называемых гордо «родители». Они не простят ему ни недельный треш в родительских школьных чатах, ни нервы с Тик-Ток, ни многочисленные разговоры и уговоры детей, которые просто «собрались на тусовку как все, ну, мам и пап, туда все же идут». Самое интересное, что он умудрился испортить о себе впечатление даже родителей младшеклассников, потому как российские учителя люди настолько суровые, что решили «перебдеть» и на всякий случай мотали нервы и им.
Один из самых серьёзных выводов сегодняшних протестных шествий ‐ это полный провал молодёжной политики на региональном уровне, и мы говорим уже не о подростках, а о тех, кто имеет право голосовать на выборах, о той самой молодежи 20-35 лет, с которой власть разговаривать так и не научилась.
К сожалению, есть еще один, самый мрачный вывод: почти везде, где было много задержанных, были подготовленные группы провокаторов и их уровень будет только расти, потому что подобное шествие первое в этом году, но, кажется, что не последнее. И на самом деле, совсем уже не в Навальном может быть дело.