Потребительский рынок в период начавшейся второй волны COVID-19 пока устойчив, но есть риски повторения аналогичных тенденций первой волны (рост цен на продукты питания, падение среднедушевых доходов населения). По данным Росстата доходы населения за период пандемии упали на 8%, а по данным НИУ ВШЭ – на 18%.
Тенденция коронакризиса в России такова, что он бьет по структурам общества потребления. Большинство населения не может себе позволить дорогостоящих покупок, вынуждено сокращать свои траты на предметы комфортного потребления и услуг (одежда, смартфоны, рестораны и т.д.).
Причем многие в российском обществе, помня о предыдущих кризисах, понимают: восстановление будет долгим, и, возможно, учитывая курс доллара, Россия в ближайшие 4-5 лет вовсе не достигнет уровня комфорта «докрымского» 2013 г.
Посткрымский кризис и коронакризис нанесли мощный удар по стандартам потребления российского общества. В лучшем случае в ближайшие годы российское общество будет становиться социальным, поддерживая бедных, вводя социальные выплаты и т.д., а в худшем – будет игнорировать потребности малоимущих слоев населения.
Это зависит от конъюнктуры цен на нефть и геополитических факторов. В любом случае, структуры общества потребления и стандарты жизни на уровне Европы для большинства населения мегаполисов уходят далеко в прошлое, как несбыточная мечта.