США ввели санкции, которые запрещают предоставлять услуги и мощности судам, занятым в «Северном потоке-2», финансировать их модернизацию или установку на борт оборудования.
Срок вступления в силу «нового приказа Вашингтона», как и в случае с предыдущими санкциями против «Северного потока-2» 30 дней, начиная с 20 октября.
Вангуем: как и в прошлый раз Вашингтон потребует немедленного исполнения «приказа», и европейские компании «приказ» исполнят. В прошлый раз речь шла о швейцарской Allseas, которая моментально свернула все работы на «СП-2» и покинула Балтийское море, несмотря на действующий контракт.
Газпром решил заканчивать проект своими силами (баржа «Фортуна» и трубоукладчик «Академик Черский»). Новые санкции США направлены уже против судов Газпрома, они исключают всякую возможность их технической доводки.
Кроме того, проект почти наверняка лишится логистической базы в Мукране. Ни одна европейская компания не решится действовать вопреки «приказа» Вашингтона. Попадание в санкционный список, блокирование счетов и закрытый доступ к кредитному рынку ведёт к неизбежному банкротству.
Это не значит, что актив исчезнет как таковой, просто у него появится «правильный» владелец. Отечественные аналитики говорят, что новые санкции США отодвинут срок сдачи в эксплуатацию «СП-2». До конца года, как планировалось, не успеют. Святая простота (если это не прямая ангажированность Газпромом).
Сроки не отодвигаются, они аннулируются. Проект будет завершён только тогда, когда США даст на то отмашку. Все упования на европейский бизнес пустой звук. 5 млрд долларов европейских инвестиций в «СП-2» жалкие гроши по сравнению с возможными потерями в случае игнорирования американских санкций.
Сенат США готовит расширенные санкции, которые (как и в прошлый раз) станут частью оборонного бюджета закона о финансировании национальной обороны. Под ограничения попадает любая деятельность по продаже, аренде или предоставлению судов-трубоукладчиков для строительства «русских» газопроводов.
Санкции также коснутся страхования и перестрахования судов. Дания выдала разрешение на завершение строительства, но «Академик Черский» и «Фортуна» не смогут приступить к работам на Балтике без страховки.
Напоминаем, что ещё в сентябре Международная группа клубов взаимного страхования судовладельцев (International Group of P&I Clubs, или IG P&I) заявила, что не будет выплачивать страховку участникам российского проекта.
Надо оставить в стороне прекраснодушные мечтания. Пора осознать, что против России идёт полноценная война.