КАМАЗ оказывается не только основным новатором в теме грузовиков, но и самым продвинутым игроком на скромном российском рынке транспортного хайтека – беспилотников, водородомобилей и электромобилей.
В отличие от Tesla, заводские конструкторы электромобилей начали не с легковых машин, а с общественного транспорта.
Общественный электротранспорт
История с производством муниципального электротранспорта началась в 2011, когда дочка КАМАЗА НЕФАЗ совместно с инжиниринговой компанией Drive Electro построили первый российский электробус с автономным ходом более 200 км.
Позже компании неоднократно сотрудничали, выполняя электротранспортные проекты. Электробус НЕФАЗ-52992 был сертифицирован и эксплуатировался в Новосибирске.
В 2015 компания представила электробус с литий-титанатными аккумуляторами Drive Electro. Этот тип аккумуляторов и сделал возможным камский электробус.
Через пару лет камский завод представил первый на рынке РФ электробус, заряжаемый от станции ультрабыстрой подзарядки в течение 8-12 минут. Станцию разработала та же DE.
Победив западных производителей в конкурсе столичной мэрии на поставку 400 электробусов и 36 ультрабыстрых зарядных станций, КАМАЗ с 2018 – основной поставщик электробусов для «Мосгортранса».
Весной завод выпустил первый электробус-гармошку – сочлененную модель КАМАЗ-6292. Сейчас машина проходит ходовые испытания, серийное производство начнется в следующем году.
Камский завод освоил и массовое производство троллейбусов. Развитием этой эволюционной линии стали троллейбусы с увеличенным автономным ходом. НЕФАЗ 62825 – это электробусы с маленькими и дешевыми аккумуляторами (те же литий-титанатные, но всего на 20 км пробега). Все остальное у троллейбуса с УАХ, как у электробуса КАМАЗ-6282.
Электромусоровоз «Чистогор»
На SpecTransExpo-2021 КАМАЗ показал первый в РФ электрический мусоровоз «Чистогор» с мусоровозной надстройкой на 6 т. Батареи — 156,6 кВт ч., максимальная скорость 90 км/ч.
Впервые емкость аккумуляторов измерялась не пробегом (около 100 км), а рабочими циклами. С учетом энергозатрат на прессование — не менее двух циклов сбора и выгрузки мусора, обычный режим эксплуатации мусоровозов в крупных городах.
Главный плюс электомусоровоза — бесшумность. Мусор можно вывозить ночью, не тревожа жителей, когда городские дороги свободны от пробок.
Шасси «Чистогора» – начало большой программы. Муниципальный грузовик легко превращается в бортовой, рефрижератор или автоэвакуатор. Серийное производство КАМАЗ-53198 начнется в 2023.
Беспилотник «Челнок»
Автозавод в 2020 запатентовал первый электрический беспилотник без кабины — КАМАЗ-3373 «Челнок».
Электрогрузовик «тяни-толкай», обе оси управляются одновременно, пробег между зарядками 60 км., синхронный электродвигатель 340 л.с., скорость конструктивно ограничена 40 км/ч.
При автономной работе исключается необходимость кабины, значительно увеличивающей стоимость обычной машины.
Машины на топливных элементах
В сентябре КАМАЗ обещал показать первый водородный автобус, т.к. выход на ряд экспортных рынков без водорода невозможен.
Применение топливных элементов в электромобиле позволяет увеличить автономный пробег. Разработаны действующие образцы водородомобилей — электробус и электрический грузовик.
Легковой электромобиль Кама 1
В декабре 2020 группа разработчиков представила экспериментальный образец легкового электромобиля. КАМАЗ был в проекте индустриальным партнёром. Но заводу в итоге достались электромобильные ноу-хау и компетенции.
Благодаря модульной конструкции на базе «Камы 1» можно строить электромобили с различной колесной базой вплоть до автобусов.
ADAS третьего уровня, как и на «Чистогоре», становится визитной карточкой камазовской техники.
Выпуская дизельные грузовики десятками тысяч, КАМАЗ готовится к электробудущему, но о масштабном производстве говорить пока рано.