Как говорил Остап Бендер — “Автомобиль это не роскошь, а средство передвижения”. Правда, не для граждан СССР. Обычному работяге, получающему среднюю заработную плату, пришлось бы копить очень долгое время, а потом еще и искать, у кого занять денег, чтобы купить вожделенное транспортное средство.
И это учитывая то, что в Союзе был достаточно широкий автомобильный парк, который мог предоставить заинтересованному покупателю как автомобили высокого класса, так и рассчитанные на менее требовательную прослойку населения.
Первые послевоенные года
В первое время, с окончанием советско-немецкой войны, разрушенному государству было не до пополнения своего внутреннего рынка новыми моделями авто.
Но промышленность, в том числе и транспортная, восстанавливались семимильными шагами, и в 49-ом году любой желающий с достаточной суммой на кармане мог купить себе уже легендарный Москвич-401 за 8000 рублей.
Сумма очень немаленькая, да и время тяжелое, однако всегда находились те, которые были готовы отдать свои кровные. Не менее легендарную ГАЗ М20В “Победа” можно было приобрести уже значительно дороже за 16 тысяч руб. А самым элитным и дорогим считался ГАЗ-12. Это машина для номенклатуры. Его цена была на уровне 40 тысяч руб.
Вторая половина 50-х гг
Это время характеризуется активным появлением на авторынке новых «Москвичей», которые сильно полюбились обычному советскому гражданину.
Первая половина 60-х
В это время прошла деноминация валюты и авто стали заметно дешевле по сравнению с прошлыми годами. Но также стоит понимать, что и зарплаты снизились соответствующе. Например, Москвич-407 теперь можно было приобрести за 2500 рублей, что в 10 раз меньше, чем цена прошлого десятилетия. Вроде бы замечательно, но не все так радужно за машину пришлось бы отдать практически 31-у среднестатистическую зарплату обычного гражданина СССР.
А Волга модели ГАЗ-21 обошлась бы и того дороже — 5100 рэ. В эту сумму помещались практически 53 зарплаты. А самым доступным считался Запорожец ЗАЗ-965, известный в народе под кличкой “горбатый”. За него отечественный производитель требовал 1800 рублей, что было на уровне примерно 22-х зарплат.
Конец 60-х
В это время вышла новая модель Москвича 408-я, которая существенно подлетела в цене. Теперь за авто требовали 4500 рублей, что вмещало в себя 45 зарплат. ГАЗ-21 немного подорожала до 5600 рублей. Запорожец, после выпуска новой модели ЗАЗ-966, тоже возрос в цене 2200 рублей.
70-е года
Это время ознаменовалось для автолюбителей из Союза появлением автомобиля-классики Жигулей. Именно в 1971-м году была спущена с конвейера первая модель этой легендарной марки.
За новенький ВАЗ-21011 требовали очень солидную сумму 5620 рублей. Чуть дешевле можно было купить обновленный 412-ый Москвич практически 5000 деревянных. Подтянулась и Волга, обновившая свой авторяд новенькой ГАЗ-24, цена на которую в разное время колебалась от 8500 до 9500 рублей. Самой бюджетной моделью все так же оставался Запорожец 3000-3500 рублей.
80-е
За это время Жигули успели несколько раз обновить свою серию сначала ВАЗ-2101, потом ВАЗ-21013, и финальный аккорд ВАЗ-21063.
Цены были соответствующие. Наиболее дорогой считалась последняя модель 10000 рублей. Существенно ниже стоил ВАЗ-21013 7300 рублей. А вот на “копейку” сумма колебались от 6300 до тех же 7300 рублей. Москвичи тоже обновили свою линейку стоили Москвич-2140 и Москвич-2141 соответственно 7500 и 9000 рублей.
Цена на модифицированную Волгу модели ВАЗ-24-10 возросла теперь до космических цифр 16500 рублей. Но так как она все так же оставалась авто для элиты, то с ценником проблем не возникало.
Как видно, авто стоили в СССР достаточно дорого и были далеко не каждому по карману. Но все же, это не помешало отечественному автопрому найти своих фанатов и почитателей.