Россия

Эко-клещи для Севморпути

В борьбе за экологизацию морского судоходства в Арктике есть один любопытный «нюанс».

pixabay.com

Как мы помним, право России на регламентацию прохода по Северному морскому пути (СМП) оспаривается целым рядом стран. В западной литературе вообще очень распространена та точка зрения, что СМП должен быть безусловно открыт для всех как «общемировое достояние».

Зацепки для такого подхода есть: Россия, подписав КМП-82, сама отказалась от принципа, по которому весь СМП целиком попадает в территориальные воды страны, «открыв» в правовом отношении его часть. Но все же юридические основания для того, чтобы самим определять, кто и как может ходить по Севморпути, у нас имеются.

Согласно ст. 234 той же КМП («Покрытые льдом районы»), прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономзоны, где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды могло бы нанести тяжелый вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его.

То есть наша правовая мотивировка природоохранная: мы таким образом не допускаем, например, аварий и разливов мазута в Арктике.

Telegram

Но вот тут нас и берут в клещи. С одной стороны, только слепой/глухой не в курсе, что-де «в Арктике идет потепление», «Арктика освобождается ото льда» и пр. и др. Машина западных СМИ уже длительное время четко проговаривает, что льда в Арктике толком и нет (хотя это передергивание), что он весь растаял и т.д.

То есть нам внушается мысль, что это уже не такие и «покрытые льдом районы», ну или они перестанут таковыми быть в недалекой перспективе. С другой стороны, полярному судоходству навязывают переход на новые, вроде как экологичные, виды топлива (на днях снова попытались надавить, на этот раз через схему с КМНС).

А когда все иностранцы будут ходить в Арктике на условном «зеленом мазуте», нам скажут: так а в чем ваша ответственность на СМП за пределами госграницы?

Даже если что-то и разольется, природа ведь не пострадает. А раз так, то делать на СМП российским регуляторам по Конвенции вроде и нечего.

В целом, «трендовые» климатические и природоохранные повестки в Арктике, проталкиваемые «партнерами», являются серьезным вызовом для нашей безопасности. Впрочем, никто и не обещал, что будет легко.

Дмитрий Ермолов

Recent Posts

Кардиолог Дубинская объяснила, почему женщины живут дольше мужчин

Согласно исследованиям, продолжительность жизни женщин значительно превышает таковую у мужчин, и на это влияют не…

13 минут ago

Лариса Поликанова избрана новым мэром Магадана на заседании городской думы

В Магадане новым мэром стала Лариса Поликанова, ранее занимавшая должность главы контрольно-счетной палаты города.

37 минут ago

Недовольство Украины из-за визита главы FIG Моринари Ватанабэ в Москву

Украинская федерация гимнастики выразила недовольство по поводу визита Моринари Ватанабэ, который является главой Международной федерации…

39 минут ago

Мошенники используют самозапрет на кредиты для обмана граждан России

Согласно информации, опубликованной газетой «Известия» и основанной на данных Ассоциации развития финансовой грамотности, мошенники начали…

2 часа ago

ЛДПР продолжит борьбу за увеличение пенсий для трудящихся более 30 лет

Представители Либерально-демократической партии России (ЛДПР) настаивают на необходимости повышения пенсий для граждан, имеющих стаж свыше…

2 часа ago

Профессор предупредил, что Европа находится на пороге войны с Россией

Финский политолог Туомас Малинен, работающий в Хельсинкском университете, заявил, что Европа находится в опасной близости…

15 часов ago