Россия

Поручения Мишустина по развитию Арктики: гладко было на бумаге

Арктические поручения Мишустин обладают разной ценностью для Арктической зоны РФ (АЗРФ) и сложностью в реализации.

С рядом из них трудностей быть не должно – например, уже известно (и озвучивалось в Мурманске), в чем будут заключаться послабления для малого бизнеса: из действующей редакции закона уберут абсурдные, применительно к малому бизнесу, требования по инвестициям в капитальные объекты и т.д. Там будет достаточно только облечь уже проговоренные предложения в форму законопроекта. Но вот с другими могут возникнуть проблемы уже на начальном этапе.

wikimedia.com

Проблема в том, что своими поручениями Мишустин пытается кавалерийским наскоком разрубить целый ворох гордиевых узлов, существующих годами. Вот лишь некоторые из них.

Вопрос вопросов: долгосрочный прогноз грузопотока в акватории АЗРФ. Срока на исполнение остался месяц. А ведь спрогнозировать хоть что-то в текущих условиях будет ой как непросто. На мир накатывает вторая волна ковида, глобальная экономика погружается в рецессию, энергоносители поехали в цене вниз (а уголь вообще может относительно скоро выпасть из обоймы), а ничего другого из Арктики мы толком и не возим. Какие показатели «рисовать»? И, главное, как потом на них выходить?

Или вот, скажем, Минтрансу, Минпромторгу, Минфину, Минэкономразвития и Росатому поручается подготовить предложения по увеличению ледокольного флота, а также по механизмам финансирования строительства новых ледоколов. Это – острый и непростой вопрос. С одной стороны, ледоколы нужны для присутствия и лидерства в освоении Арктики. С другой стороны, в отрасли все громче говорят о потеплении как факторе, позволяющем сэкономить на ледоколах. С третьей стороны, государство в лице того же Минфина и так не собиралось покрывать их строительство полностью, рассчитывая на частных соинвесторов. А Минпромторгу и Росатому, наоборот, ледоколы нужны при любой погоде: обоим надо загрузить промышленные мощности, а второму их бы хотелось еще и эксплуатировать. И как тут быть, где брать деньги?

wikimedia.org

Еще одна больная тема – аварийно-спасательная инфраструктура, навигация и радиолокация. Слабое звено тут – Роскосмос, у которого в последние годы все буквально валится из рук. А до конца декабря уже нужны дорожные карты и предложения.

И, конечно, геология. Все, кто следит за темой, знает о многолетнем кризисе арктической геологоразведки вообще и Росгеологии в частности. Геологоразведку, возможно, попытаются взбодрить налоговыми льготами, но это не точно. Притом проблеме сто лет в обед, а предложения тоже нужны совсем скоро – к середине декабря.

В общем, имеется подозрение, что этот «кавалерийский наскок» с размаху влетит в уже привычное, годами сформировавшееся болото, да там и увязнет.

Дмитрий Ермолов

Recent Posts

Ученые не пришли к согласию о связи болей в суставах с погодой

Влияние погоды на боли в суставах является предметом споров на протяжении веков. Несмотря на многочисленные…

12 минут ago

Mercedes-Benz свернет выпуск седана A-класса и электрокара EQS

Компания Mercedes-Benz объявила о прекращении производства седана A-класса и электрической модели EQS. Решение связано с…

20 минут ago

Цены на летнюю резину рванут вверх

Ассортимент летней резины в отечественных автомагазинах традиционно пополняется уже в феврале, предупреждает эксперт Николай Погуляев…

1 час ago

В Новороссийске фура проскочила на красный и столкнулась с поездом

В районе Новороссийска, на улице Портовая, произошло серьезное ДТП с участием большегруза. Водитель решил проскочить…

1 час ago

Herald Net: В США арестовали мужчину, который убил женщину в 1989 году

В США полицейские раскрыли убийство, совершенное 36 лет назад. Об этом сообщает Herald Net.

2 часа ago

Яндекс 360 для бизнеса представил новые инструменты для удобной работы

Яндекс 360 для бизнеса представил январские обновления, направленные на повышение удобства и скорости работы. Улучшены…

3 часа ago