Оценка убийства учителя во Франции во многом будет зависеть от степени вменяемости убийцы. Если он действовал в неадекватном состоянии – это одно, если за покушением стоял замысел – другое.
Но есть ощущение, что даже если мотивы этого деятеля и будут доподлинно установлены, то отрабатываться, в основном, будет версия о целенаправленном убийстве по причинам религиозной ненависти, совершенном с прицелом на максимальный резонанс. Если просторечно – о террористической атаке, хотя, конечно, это не совсем одно и то же.
Потому, что основная задача тамошних властей сейчас не просто показать какую-то работу в виде, скажем, зачистки семьи мертвого дурака с ножом. Нужно дать населению хоть какую-то уверенность, что отрезание голов не превратится в повседневную реальность во Франции, дополнив богатый список ее новых культурных традиций. И тут версия о «случайном психе» не сильно подходит для успокоения общественного мнения, слишком сложно психа заранее предугадать и остановить.
Версия о заговоре в этом смысле удобнее, хотя, по сути, она гораздо опаснее. Заговор – это серьезно, у него есть какая-то основа, кроме осеннего психического обострения. Но зато заговорщиков можно вычислять, разрабатывать, внедряться к ним, и все такое.
С психами такое не прокатывает, они как яблоко на ветке: сперва зреют, а потом вдруг срываются, порой попадая кому-то по голове. Но, вне зависимости от истинных причин случившегося, хочется сказать одну не самую удобную для многих вещь.
Использование карикатур с пророком Мухаммедом в качестве учебного пособия по толерантности в наше время – не самый подходящий педагогический прием. Если, конечно, вы не хотите попасть в новости именно так, как это случилось во Франции.
Мы совершенно не хотим сказать, что «учитель сам виноват», ни в чем он не виноват, кроме неосторожности. Просто в зоопарке, скажем, не стоит залезать в вольер с диким зверем, и там его дразнить. Находясь в гостях у дикарей, не надо пытаться вести себя с ними так, как ты привык делать это дома.
А когда вы сами своими руками привели в свой мир правила жизни из другой эпохи, да еще и возвели в абсолют право носителей этих правил сохранять свою уникальность – не удивляйтесь тому, что при пересечении этих норм и ваших собственных привычек могут возникать проблемы, а порой – и литься кровь.
Межкультурный диалог не возникает сам собой по принципу «все люди разумные и всегда друг с другом договорятся». В истории той же Франции хватает примеров того, как сами французы за милую душу резали друг друга именно из-за неспособности «договориться». И с тех пор люди по своей сути поменялись не слишком сильно.