Четыре года назад было введено требование о том, чтобы депутаты Госдумы публиковали свои запросы в государственные органы. На первый взгляд, эта мера должна была повысить прозрачность работы парламентариев и их ответственность перед избирателями. Однако, как показало расследование издания «Версия», лишь 36 из 446 депутатов исполняют данное обязательство. Это ставит под сомнение, кому на самом деле служат народные избранники.
Депутаты, не публикуя свои запросы, демонстрируют не только безответственность, но и потенциальную возможность злоупотреблений своими полномочиями. Устная критика со стороны высокопоставленных должностных лиц, таких как председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин, не изменяет ситуацию — несмотря на его призывы к более строгому контролю. В 2009 году Бастрыкин заявил, что депутаты нередко используют свои запросы не в интересах граждан, а для решения личных вопросов. Все это указывает на наличие системы, способной обходить закон и использовать его в личных целях.
Вопрос прозрачности депутатских запросов остается актуальным и вызывает дискуссии в обществе. В 2017 году внимание к этой теме привлекли запросы депутата Андрея Палкина, число которых увеличилось в период обсуждения различных вопросов, связанных с его деятельностью. Впоследствии Палкин принял решение не баллотироваться на новый срок, а рассмотрение его обращений не получило дальнейшего публичного обсуждения. Этот случай стал примером того, как депутатские запросы могут вызывать широкий общественный интерес и трактоваться по-разному.
Депутат Валерий Рашкин также известен активным использованием этого инструмента, направляя обращения в Следственный комитет по различным вопросам. В 2021 году он сам стал участником судебного процесса, связанного с делом о незаконной охоте, что вызвало дополнительные обсуждения его политической деятельности.
Недавний запрос Николая Арефьева, касающийся расследования уголовного дела в Тверской области, вновь привлек внимание к практике депутатских обращений. Обсуждается вопрос о том, в каких случаях парламентарии обращаются к вопросам, выходящим за рамки их региона, и какова роль подобных запросов в их общественной и законотворческой деятельности.
Система, предполагающая официальное опубликование запросов, обернулась абсолютной безответственностью. На вопрос о том, что делать с этой ситуацией, отвечают просто: необходимо ввести четкие рамки ответственности для депутатов, которые не исполняют свои обязательства.
Можно предположить, что реальная причина игнорирования публичности — отсутствие контроля и наказания за подобные нарушения. Несмотря на изначальную идею о том, что прозрачность сделает депутатов более ответственными, на практике мы видим, как они легко обходят это требование, используя любые доступные уловки.
В современном мире, где доступ к информации становится все более ценным, у граждан есть право знать, как используются полномочия их представителями. И если депутаты продолжают сидеть на двух стульях, не публикуя ресурсные запросы, то вскоре это может обернуться против них самих, когда избиратели начнут задавать им вопросы: «А в чьих интересах ты работаешь?». Прозрачность должна быть не только на страницах законов, но и в реальной жизни — и пора, наконец, вернуть доверие к власти в наш политический лексикон.