Рынок автомобильных перевозок зерна выходит из тени.
В прошлом году ведущие игроки договорились о единых правилах с 15 сентября 2020 года морские и речные зерновые терминалы перестали принимать автотранспорт, если его масса более чем на 2% превышает допустимую.
Кроме того, терминалы начали оперативно предоставлять реестры накладных ФНС, которая вместе с Минтрансом, Ространснадзором и Генеральной прокуратурой запустила проект «Перегрузы».
Применялись и меры оперативного характера. В южных регионах пресекли работу перевалочных хабов, расположенных вблизи портов. Здесь товар, доставленный с перегрузом, переваливали на машины с соблюдением весогабаритных норм, а уже затем доставляли в пункт назначения.
В результате удалось ликвидировать значительную часть серых перевозок. По данным ФНС, обеление рынка почти на треть увеличило налоговые поступления от перевозчиков за 5 месяцев 2021 года. Но успехи касаются только экспорта, на внутреннем рынке проблема сохраняется.
Здесь должна помочь цифровизация вместе с Минтрансом налоговики внедряют электронную транспортную накладную (ожидается с 1 января 2021 года). Также можно вспомнить про попытки уберизации рынка. Например, в январе «Деметра-Холдинг» (ВТБ) закрыл сделку по покупке 75% Smartseeds, чей сервис считается ведущей цифровой платформой для перевозчиков зерна (зарегистрировано около 8 тыс.). Но ключевое решение ожидается через несколько лет.
Согласно национальному проекту «Безопасные и качественные дороги» с 2024 года на все новые грузовики массой от 3,5 тонн, выпускаемые в России, должны будут устанавливаться датчики осевой нагрузки (осенью их тестировали).