В феврале сделка ОПЕК+ по сокращению добычи нефти была выполнена ее участниками на 113%. РФ попала в число отстающих, хотя раньше полностью соблюдала ограничения.
А у России сегодня имеются большие арктические планы, но пока неизвестно, как они будут реализованы, пишут в своем аналитическом тексте специалисты Carnegie. При этом они отмечают, что для США сама попытка России продвинуться в этом направлении будет означать возвращение к обстановке, похожей на холодную войну, а не новую главу в соперничестве великих держав в Арктике.
За последнее десятилетие арктические амбиции России стали привлекать все больше внимания на Западе. Риторика Кремля о посягательствах Запада становится все более резкой, сопровождаемая усилением военной мощи Москвы и наращиванием амбициозности экономических и инфраструктурных проектов.
Россия, несмотря на санкции и объективные трудности, выделяет немалые финансовые и денежные ресурсы для поддержки своей амбициозной программы в Арктике. Кроме нефтегазовой добычи, стимулы для привлечения отечественных и иностранных инвесторов получат нефтехимическая, горнодобывающая и лесная отрасли. Аналитики Carnegie отмечают, что «локомотивами» политики России по освоению Арктики выступают крупные государственные компании. Такие как «Роснефть» (проект «Восток Ойл» с целевым показателем добычи в 2 млн баррелей в сутки), «Росатом» и «Газпром».
Россия также начала информационную кампанию, чтобы привлечь внимание к своим достижениям в Арктике и продвигать свои замыслы, связанные с этим регионом. Проводятся различные форумы, а высокопоставленные чиновники периодически проводят резонансные фотосъемки в регионе в ходе инспектирования военных, энергетических и научных объектов.
Арктика обладает богатыми запасами нефти и газа, что делает ее стратегическим регионом не только для российской экономики, но и для коммерческих интересов ключевых кремлевских силовиков. Экономические интересы государства и правящей элиты в Арктике тесно переплетены.
Растущая роль «Росатома» в Арктике усилила его политическое влияние, увеличила объем финансирования из государственного бюджета и стимулировала его диверсификацию в секторах транспорта и логистики.
Но история реализации Россией амбициозных программ, даже тех, которые поддерживаются лично Путиным, отнюдь не обнадеживает. Даже в Арктике, которая пользуется большим вниманием на высоком уровне и должна получить приоритет в распределении ресурсов, основные мероприятия остаются не обеспеченными финансированием или недофинансированными. Делают итоговый вывод аналитики Carnegie.