Вице-премьер РФ Юрий Борисов сообщил, что программа создания фонда незавершенных скважин, разработанная для поддержки российского нефтесервиса в период сокращения добычи в рамках ОПЕК+, почти полностью согласована и заработает в этом году.
Программа предполагает создание резерва новых объектов по добыче нефти, которые также позволят быстро восстановить объемы добычи после завершения сделки ОПЕК+. Планируется, что для строительства новых скважин ВИНК и синдикат банков будут создавать специальную компанию (SPV) c долями участия 2% и 98% соответственно, которая будет строить скважины за счет заемных средств.
Часть кредитных ресурсов будет предоставлена банками при поручительстве ВЭБа. За ВИНК остается техническая сторона – формирование заказов, управление бурением, надзор. Впоследствии, после завершения сделки ОПЕК+, нефтекомпании будут выкупать у SPV эти скважины и получать налоговый вычет.
Борисов сообщил, что все решения для сохранения нефтесервисных компаний и сохранения темпов наращивания добычи после восстановления рынка и выхода из сделки ОПЕК+ уже приняты.
Остался только вопрос с капиталом ВЭБа, который является гарантом для SPV.
А тем временем, крупный турецкий Нефтеперерабабывающий завод (НПЗ) Star в Измире отказывается от российской нефти. Введенный в эксплуатацию азербайджанской SOCAR в 2018 году НПЗ стоимостью 6,3 млрд обеспечивает до четверти потребности Турции в нефтепродуктах. Если в 2019 году Star закупил 6,1 млн тонн российской нефти, то в 2020 году поставки упали в несколько раз, а в августе и сентябре Urals не поставлялась вовсе.
Среди причин подорожание сорта Urals и сокращение морского экспорта нефти из западных портов России. В настоящее время НПЗ закупает иракскую нефть Basra и норвежскую нефть Johan Sverdrup, которые по качеству близки к российским.