Газпром быстрыми темпами теряет рынок Турции, когда-то считавшийся одним из самых перспективных. В этом году экспорт российского газа в страну может упасть до 8–9 млрд куб., чего не было с середины 90-х.
Сейчас под угрозой продление контрактов на 8 млрд куб., истекающих в 2021 году — ситуация на рынке позволяет Турции не перезаключать их, что может оставить недавно построенный газопровод «Турецкий поток» полупустым.
В первом полугодии выборка составила 1,2 млрд куб., хотя Kibar, Avrasya и Enerco вообще ничего не купили. Но уже очевидно, что и в этом году частникам не удастся выполнить условие take-or-pay (покупка 80% от контрактного объема). Они могут перенести невыбранные объемы на следующие пять лет (так называемый make up).
У Газпрома остаются контракты с Botas — на 4 млрд куб. по западному маршруту и еще 16 млрд куб. по газопроводу «Голубой поток». Botas также не полностью выполнила take-or-pay в 2019 году по «Голубому потоку», но штрафами это не грозит, так как make up период по контракту очень длинный, 25 лет.
СПГ в основном и вытеснил российский газ. В первом квартале газ для Botas стоил $257 за тыс. куб, во втором — $228 за тыс. куб. Для сравнения, во втором квартале спотовые цены в Европе ушли глубоко ниже $100, а средняя стоимость по портфелю экспортных контрактов Газпрома составила $110 за тыс. куб. Сама Турция во втором квартале покупала спотовые партии СПГ по средней цене в $63 за тыс. куб. (в первом квартале — $98,2 за тыс. куб.).
Турция, скорее всего, будет требовать тех же уступок, которые Газпром уже дал европейским партнерам: сокращение длительности контрактов, резкое снижение take-or-pay, отмена запрета на реэкспорт (destination clause), привязка цен к котировкам европейских хабов (например, к нидерландскому TTF).