За предыдущий год импорт машин в Беларусь закономерно сократился на 15-20%. Но с марта, а особенно в июне, импорт стал заметно расти. Примерный объём «дополнительного» ввоза во II квартале — 10 тыс. автомобилей (Белстат).
Средняя цена ввезенного в Беларусь легкового автомобиля в июне стала наименьшей за много лет — в страну ввозится много дешевых машин.
Существенного прироста продаж автомобилей внутри страны не отмечено. Политический кризис уронил продажи на 45,2% к «доковидному» 2019. Разница между ввозом машин и дилерскими продажами во II квартале — те же 10 тыс. штук.
В Беларуси ввоз машин для себя инвалидам и многодетным (льготникам) освобожден от половины пошлины. На ввоз электромобилей здесь, в отличие от РФ, нет акциза и НДС – реально нулевая пошлина. А вот таможенное пространство единое с Россией.
Экспорт легковых автомобилей из Беларуси тоже вдруг резко увеличился. Беларусь, конечно, великая автоиндустриальная держава, но экспорт машин больше их производства на те же 10 тыс. штук.
Фактически эти тысячи машин — реэкспорт. Такое мы уже наблюдали 10 лет назад, во время знаменитого валютного кризиса 2011 с обрушением белорусского рубля и падением в разы долларовых доходов белорусов.
Тогда наблюдался всплеск реэкспорта с продолжением в последующие месяцы. Ситуация повторяется. Прирост импорта почти в 2 раза в июне зафиксирован из Китая. Экспорт легковых машин в Россию тоже резко увеличился как раз на эти 10 тыс. автомобилей.
Импорт автомобилей в Беларусь во II квартале вырос на 10 тыс. шт. Зафиксирован резкий рост импорта из Китая. Средняя цена ввезённой машины упала в июне до многолетнего минимума. Заметного роста продаж легковых автомобилей внутри страны не отмечено. На 10 тыс. шт. вырос экспорт автомобилей в Россию.
Все это напоминает 2011, когда вырос реэкспорт европейских машин в Россию. Если и в III квартале экспорт и импорт автомобилей будут расти, это может значить возвращение «автомобильного офшора» образца 2011.
Источник: t.me